Юный исследователь.Сайт энциклопедия.
Кроссовые и триаловые мотоциклы.
Эти машины рассчитаны на тяжелые дорожные условия и должны обладать отличной подвеской и мощным мотором, чтобы преодолевать ухабы и выбоины пересеченной местности. Кроссовые мотоциклы — это специальные гоночные машины для бездорожья, участвующие в соревнованиях по мотокроссу. Кросс — поистине захватывающий вид спорта: гонщики перепрыгивают через канавы, съезжают по крутым склонам холмов, преодолевают головокружительные повороты и проносятся по огромным лужам, среди грязи и ила. Подобно мотокроссу, соревнования по триалу проводятся на пересеченной местности. Но при этом гонщики соревнуются с секундомером, а не друг с другом, как в мотокроссе. Мотопробеги на выносливость во многом похожи на триал, но их протяженность составляет сотни, а то и тысячи километров шоссейных и проселочных дорог. Мотоциклы повышенной проходимости разрабатываются на основе кроссовых машин, но могут одинаково успешно ездить как по дорогам, так и по бездорожью. На пересеченной местности они чувствуют себя столь же уверенно, как и на оживленных городских улицах.
Современный мотоцикл повышенной проходимости.
Мотоцикл «Suzuki DR800», широко известный под прозвищем «Д-р Биг (большой)», имеет самый большой и мощный одноцилиндровый четырехклапанный мотор в мире. При объеме 779 куб.см этот мотор создает великолепный крутящий момент и обеспечивает машине высокую скорость. «Д-р Биг», как и все прочие мотоциклы повышенной проходимости, одинаково надежен как на дорогах, так и в условиях бездорожья.
Благодаря двум свечам зажигания и электронной системе пуска двигатель включается мгновеппо и надежно.
Отличная подвеска, низкий центр массы, особо тонкая рама и небольшой вес делают этот мотоцикл простым в управлении и очень подвижным на пересеченной местности. Низкий центр массы обеспечивается местоположением 29-литрового топливного бака. Одна из проблем мотоциклов повышенной проходимости — сильный шум мотора, но «Д-р Биг» снабжен выхлопной системой со сдвоенным глушителем, снижающим уровень шума. Мотоцикл имеет яркую, радующую глаз окраску и удобное седло для водителя и пассажира, сконструированное специально для длительных мотопробегов. К седлу приделан багажник и поручень для пассажира. Интероспы также предохранительные щитки на руле, поддон картера, защищающий двигатель и коробку передач от летящих из-под колеса камней, и мощная галогенная фара.
Устройство амортизатора.
Амортизаторы состоят из двух основных частей — стальной пружины, смягчающей толчки, и соединенного с ней поршня. Поршень скользит вверх-вниз в наполненном маслом цилиндре. Он успокаивает колебания пружины. На схеме внизу изображен задний амортизатор в разрезе.
Самодельный амортизатор.
Пружина амортизатора представляет собой длинный стальной прут, свернутый в спираль. Чем длиннее эта спираль, тем больше она может сжиматься при ударе колеса о неровность дороги. Степень возможного сжатия пружины называется ее ходом.
Вы можете изготовить собственный мини-амортизатор, распрямив обычную скрепку для бумаг. Обмотайте се вокруг карандаша, как показано на рисунке вверху. Когда вы ее снимете, то получите маленькую пружинящую спираль.
Гоночные мотоциклы.
Гоночные мотоциклы — истинные короли мотоспорта. Эти мощные машины, часто с несколькими двигателями, соревнуются на треке длиной всего 402 м.
Гонщики стартуют либо раздельно на время, либо попарно. Гонки на скорость начались в 1920-е гг. в Великобритании, сегодня же они популярны во всем мире, особенно в США.
Спидвей — очень популярный вид мотоспорта. Соревнования по нему проводятся в Европе, Австралии и США на специальных стадионах. Обычно гонщики выступают в составе команд, распределенных по лигам, как в футболе. Заезды проводятся один за другим, с интервалом около пяти минут. Гонщики мчатся по кругу, против часовой стрелки. Дистанция — четыре круга. Побеждает команда, набравшая больше по сумме заездов.
Спидвей — увлекательный, но опасный вид спорта. Гонщики должны иметь отличное чувство равновесия, чтобы точно проходить виражи. Подобно многим другим спортсменам, им нужно быть еще и хорошими тактиками, то есть уметь оценивать ситуацию по ходу гонки и предвидеть ходы соперников. Спидвей очепь тяжел физически. Гонщик должен быть превосходным атлетом и иметь идеальное зрение и слух. Но самое важное — большой опыт гонок на спидвейных мотоциклах. Эти машины резко отличаются от всех прочих, они легки, но имеют большую мощность, и быстро освоить управление таким мотоциклом без тормозов просто невозможно.
В спидвее гонщики одеты в кожаный комбинезон, прочный защитный шлем и специальные сапоги. Левый сапог снабжен стальным каблуком, который гонщик использует на поворотах. Кроме самого мотоцикла, нужно еще иметь машину, которая доставит его к месту соревповапий.