Юный исследователь.Сайт энциклопедия.
Как защитить голову.
При аварии мотоцикла самой уязвимой частью тела водителя является его голова. Человеческая голова весит примерно 4,5 кг. Однако, если ею удариться обо что-то на скорости 48 км/ч, то сила удара составит уже 136 кг. Это равносильно удару тяжелым молотком. Поэтому мотоциклисты и их пассажиры должны обязательно носить шлемы. Существует два типа защитных шлемов. Открытый шлем образца 1950-х гг. не так сильно стесняет своего обладателя, к тому же он, как правило, дешевле. Но сплошной шлем, изображенный на рисунке справа, обеспечивает более надежную круговую защиту головы.
Как видоизменялся защитный шлем.
Со времени появления первых мотоциклов конструкция защитных шлемов претерпела огромные изменения. Внизу показаны три основных типа шлемов, применявшихся в истории мотоцикла.
«Форма для пудинга», изготовлявшаяся первоначально из кожи. Такой шлем появился в первые годы XX в.
Этот открытый шлем, похожий на летный, появился в 1950-е гг. и используется мотоциклистами до сих пор.
А это современный сплошной шлем типа «BMW», отвечающий самым жестким требованиям безопасности, принятым в наши дни.
«Анатомия» сплошного шлема.
Этот рисунок дает представление о скрупулезной работе конструкторов совреметнлх сплошных защитных шлемов. Требования, предъявляемые к надежности новых разработок, чрезвычайно высоки, поэтому все шлемы, перед тем как поступить в продажу, проходят тщательные испытания.
Кусочек гравия, попав в глаз па скорости 40 км/ч, может вас ослепить. Вот зачем шлему требуется прочная защитная маска. Царапины иа такой маске могли бы ухудшить видимость, особенно ночью. Поэтому все маски должны иметь специальное защитное покрытие. А несколько капель моющей жидкости, аккуратно втертые во впутреппюю поверхность маски, помогут избежать ее запотевания.
Никогда не покупайте подержанный шлем. Не скупитесь, постарайтесь приобрести хорошую современную модель. Очень важно, чтобы шлем хорошо сидел. Примерьте его, прежде чем купить. Удобно ли вам в нем? Когда шлем плотно застегнут, не двигается ли он иа вашей голове вперед-назад или из стороны в сторону? Если да, значит, он вам велик.
Внешний слой (оболочка) шлема обычно
изготовляется из термопластика, кевлара или фибергласа. Самый прочный и легкий из них — кевлар (он используется также в бронежилетах).
Под оболочкой лежит толстый амортизирующий слой пористого полистирола, покрытый твердой пластмассой. Под ним находится мягкая подкладка, типа махрового полотенца или бархата, чтобы шлем приятно было носить.
Мозг человека содержит свыше 10 миллиардов нервных клеток. Бели бы они не были защищены черепными костями, а дополнительно еще и хорошим шлемом, любая авария могла бы причинить им непоправимый вред.
В случае аварии пикогда не пытайтесь снять шлем с пострадавшего. Обязательно дождитесь профессиональной медицинской помощи. Если у человека сломана шея, то, стаскивая с пего шлем, вы можете сделать его паралитиком па всю жизнь.
Сплошной шлем защищает челюсть и подбородок, которые остаются уязвимыми при открытом шлеме.
Если подбородник шлема не закрепить ремешком, то в случае аварии он может либо задрать лицо мотоциклиста кверху, либо соскользнуть вниз и ослабить шлем.
Удобство езды.
Сплошные шлемы имеют обтекаемую форму, уменьшающую сопротивление воздуха на высоких скоростях. Это означает, что при езде па большой скорости воздушный поток мягко обтекает голову, что снижает шум и вибрации.
При открытом шлеме воздушный поток может па высокой скорости ударить под козырек (рисунок слева) и задрать шлем и голову кверху, что опасно. А сели водитель наклоняет голову, то воздух давит па козырек сверху, напрягая лицевые и шейные мышцы.
Проблема с обзором.
Первые сплошные шлемы были спабжены лишь маленькими прорезями для глаз, что сильно ухудшало боковой обзор. Более поздние модели обладали уже более широкими «окнами», по и по сей день боковой обзор у сплошных шлемов хуже, чем у открытых.